Архимандрит Иннокентий (Анатолий Иванович Просвирнин)



Видеозапись беседы с архимандритом Иннокентием на выставке "Русской книжности 1000 лет", г. Волоколамск, 1991 год. 

Скачать файл в формате avi
41,6 МБ, 18 минут просмотра
Материал с сайта vj-fest.com

Краткий биографический очерк


Архимандрит Иннокентий Просвирнин

Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 года в Омске в верующей православной семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе – был алтарником, а затем иподиаконом сначала у епископа Венедикта (Пляскина, †1976), позже у епископа Вениамина (Новицкого, †1976). В 1958 году поступил во второй класс Московской Духовной Семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии он вернулся в Семинарию и закончил ее в 1964 году.

В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим (Нечаев, впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский, †2003), по благословению своего духовного наставника схиархимандрита Севастиана (Фомина, †1966), последнего Оптинского старца, ныне прославленного в лике святых, пригласил Анатолия работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Этой работе будущий священноинок отдал 30 лет.

Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учебы в Московской Духовной Академии в 1964–1968 годах: монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу он посвятил Введенской Оптиной пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии он был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви.

Одновременно он трудится в «Журнале Московской Патриархии», заведуя в нем отделами проповеди и богословия. В конце 1975 года, уже будучи протоиереем, он был введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», а в начале 1977 года назначен заместителем главного редактора по научной работе.

4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года, в день празднования обретения мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского, – во пресвитера. 22 декабря 1977 года отец Анатолий был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Московского Иннокентия (Вениаминова, †1879). В 1978 году иеромонах Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981 удостоен сана архимандрита.

Помимо «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов», он участвовал в работе над многими изданиями ИОМП, отдавая и этой деятельности всего себя, все силы своей души. Отметим прежде всего его участие в подготовке к печати Библии издания 1969 года, а также Нового Завета издания 1976 года. Значителен вклад отца Иннокентия в многотомное издание «Настольная книга священнослужителя», прежде всего, а это тома второй и третий, содержащие Месяцеслов – жития святых Православной Церкви. Особо следует сказать об издании книги-альбома «Троице-Сергиева Лавра», до сих пор остающейся одной из лучших книг, посвященных обители преподобного Сергия.

Издание богослужебных Миней было предпринято в связи с 1000-летием Крещения Руси. Отец Иннокентий входил в творческую «Минейную группу». Ему принадлежала инициатива включения служб русским святым в корпус Миней, и он сам выполнил всю работу над этими службами. Минеи по праву можно назвать делом всей жизни отца Иннокентия, но то же определение приложимо и к другой грандиозной его работе – 10-томной иллюстрированной Русской Библии. Работа над этим уникальным изданием, богато иллюстрированным книжными миниатюрами, взятыми из Библейских Книг русской рукописной традиции с Х по XX век, продолжалась 20 лет. При жизни отца Иннокентия свет увидели только два тома – 7-й и 8-й, включающие в себя все Книги Нового Завета.

Значительным было участие отца Иннокентия в совместном с издательством «Аврора» издании так называемого «Остромирова Евангелия» – первой точно датированной русской рукописи.

Архимандрит Иннокентий был историком Церкви в лучшем смысле этого слова. Он воспринял идею русской святости, идею особого значения святых в истории Церкви так, как об этом писали Василий Осипович Ключевский, митрополит Московский Макарий (Булгаков, †1882), архиепископ Харьковский Филарет (Гумилевский, †1866), свидетельствовавшие, что история Церкви – это история ее святых. Эту идею отец Иннокентий последовательно проводил в Московской Духовной Семинарии и Академии, где он был преподавателем, а затем доцентом.

Диапазон научной и общественной работы отца Иннокентия был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии Академии наук СССР (ныне Российская Академия наук), Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. Его постоянно приглашали на различные конференции, симпозиумы, диспуты как в нашей стране, так и за ее пределами. Он участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов в Москве.

За заслуги перед Церковью архимандрит Иннокентий был удостоен Священноначалием высоких наград – орденов Равноапостольного великого князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского II степени.

Архимандрит Иннокентий был полон творческих планов; к сожалению, многие из них остались нереализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон» (совместную работу Академии наук и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина, †1908), труды митрополита Московского Иннокентия, книгу о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Не успел он издать Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов: 12 томов были изданы уже после его смерти Новоспасским монастырем.

Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник-указатель)». При его жизни вышел из печати только первый том этого ценнейшего для историка труда – «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (издание Новоспасского монастыря, как и второй том «История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов, архивов Москвы и Санкт-Петербурга», 1995 г.).

Сравнительно недолгое время, два года, отец Иннокентий состоял в братстве Успенского ставропигиального монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный центр – «Музей Библии», при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его миссионерского и просветительского служения стало Международное Волоколамское краеведческое общество, основанное им на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры.

Глубина личности отца Иннокентия особенно раскрылась в последний год его жизни после трагедии, которая произошла с ним в Иосифо-Волоколамском монастыре. В ночь на 1 апреля 1993 года в настоятельском корпусе на него напали двое уголовников, жестоко избили. Решив, что отец Иннокентий потерял сознание, преступники вышли в соседнюю комнату. Отец Иннокентий очень волновался за послушников обители, так как подумал, что это нападение на монастырь. Неимоверными усилиями ему удалось освободиться, и он выпрыгнул со второго этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали отца Иннокентия к постели. Отец Иннокентий так и не смог до конца оправиться от серьезного потрясения. Все происшедшее было серьезным испытанием, которое он достойно пережил.

Господь сподобил отца Иннокентия в последний год его жизни особой милости: он провел несколько месяцев в древнем Киккском монастыре на Кипре, а в дни праздников Рождества Христова и Богоявления совершил паломничество во Святую Землю, молился на Голгофе и у Гроба Господня, побывал на священной горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины.

Святейший Патриарх Алексий II прибыл проститься с архимандритом Иннокентием. Новоспасский монастырь, 14 июля 1994г.Потрясения последних лет подорвали и без того слабое здоровье отца Иннокентия. Он вышел на покой, был принят в Московском Новоспасском ставропигиальном монастыре, ставшем и местом его упокоения. Архимандрит Иннокентий скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 12 июля 1994 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он умер в келье епископа Порфирия (Успенского; †1885), которого благоговейно почитал. Скончался священнослужитель, историк, археограф, редактор и педагог. 14 июля состоялся чин погребения. Его отпевание было совершено наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Орехово-Зуевский) в Спасо-Преображенском соборе обители. Во время отпевания в алтаре молился Высокопреосвященный митрополит Питирим, бывший руководителем Издательского отдела Московской Патриархии, под началом которого архимандрит Иннокентий трудился много лет, и его духовным отцом. Проститься с почившим к началу Божественной литургии в обитель прибыл ее Священноархимандрит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

При жизни отец Иннокентий постоянно был окружен людьми: в Московских Духовных школах это были семинаристы и студенты, в храме или в монастыре – прихожане и братия. Бывали дни, когда поток посетителей в его редакционный кабинет в Издательском отделе на Погодинской улице не прерывался ни на минуту. Он сам многих посещал – близких, друзей, особенно больных и немощных, как пастырь, как духовный наставник, а иных – как редактор и издатель. Проститься с ним пришло множество людей, которым он был по-настоящему дорог.

Могила отца Иннокентия находится напротив Спасо-Преображенского собора, ее ныне видит каждый, кто посещает монастырь. После него остались не только его труды, осталась любовь к нему и память о нем в сердцах человеческих, вечная память.







 

© 2007, Новоспасский монастырь
Главнаяinfo@spasnanovom.ru

Реквизиты монастыря >>
При использовании материалов ссылка на сайт www.spasnanovom.ru обязательна
Рекомендуемые сайты >>

Патриархия.RU Милосердие.ru