В Крещение Господне Преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский, служил в Елохове, в Богоявленском кафедральном соборе.
Божественную литургию, посвященную празднику Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Вместе с другими архиереями и священнослужителями Москвы ему сослужил епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.
По окончании Божественной литургии был совершен чин великого освящения воды. А затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил верующих с праздником Богоявления Господня.
В своем Первосвятительском слове он сказал, что этот праздник вместе с праздником Рождества, как и праздновался в древности, представляет миру одну и ту же величайшую истину Божественного откровения о том, что Бог явился в мир.
«И не просто так, прикоснувшись лишь духом своим к особо выдающимся просвещенным людям, как то было в Ветхом завете, но вошел в соприкосновение со всем родом человеческим, со всей природой, со всем космосом, – сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. – И все это стало возможным лишь только потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый темной дьявольской силой, не сумел достичь победы, ибо Христос – Сын Божий, став сыном человеческим, одержал победу над грехом, над злом, прошел тот жизненный путь, который был предназначен каждому человеку. Прошел путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении своей воли с Его волей, в самом себе осуществив полностью Божественный замысел о человеке. И грех, единожды побежденный, уже побежден. И какие бы временные победы грех не осуществлял над людьми, он уже побежден, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека в том, чтобы не допустить это господство греха и дьявола. И даже если по слабости, по искушениям, по соблазнам люди сдают свои позиции, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек действительно остается свободным, потому что живет в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю дьяволу и греху. И как ни сильны силы зла им не победить тех, кто живет по закону Божьему, потому что так восхотел Господь. И Он, в Сыне своем победив грех, дает нам видимый и яркий знак этой победы в человеческой истории. А совершается эта победа не столько нашими немощными силами, не столько силой ума, силой воли или силой наших чувств, как совершается победа верой, в ответ на которую Бог дает нам свою энергию, свою благодать, свою силу. И не случайно, что в день Богоявления мы освящаем воду как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И знаем, что сия святая вода обретает особые силы. Силы исцеления, вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которые действует независимо от воли человека. Это – благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и сердце свое преклоняем пред Господом. Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. И мы не можем отнестись к этой воде, как к товару, который нам необходим».
Вместе с другими архиереями и священнослужителями Москвы ему сослужил епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.
По окончании Божественной литургии был совершен чин великого освящения воды. А затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил верующих с праздником Богоявления Господня.
В своем Первосвятительском слове он сказал, что этот праздник вместе с праздником Рождества, как и праздновался в древности, представляет миру одну и ту же величайшую истину Божественного откровения о том, что Бог явился в мир.
«И не просто так, прикоснувшись лишь духом своим к особо выдающимся просвещенным людям, как то было в Ветхом завете, но вошел в соприкосновение со всем родом человеческим, со всей природой, со всем космосом, – сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. – И все это стало возможным лишь только потому, что грех, который пытался разрушить Божий замысел о мире и человеке, грех, движимый темной дьявольской силой, не сумел достичь победы, ибо Христос – Сын Божий, став сыном человеческим, одержал победу над грехом, над злом, прошел тот жизненный путь, который был предназначен каждому человеку. Прошел путь в полном общении с Богом-Отцом, в полном соединении своей воли с Его волей, в самом себе осуществив полностью Божественный замысел о человеке. И грех, единожды побежденный, уже побежден. И какие бы временные победы грех не осуществлял над людьми, он уже побежден, он надорван, у него нет силы господствовать над родом человеческим. И задача Церкви, задача каждого верующего человека в том, чтобы не допустить это господство греха и дьявола. И даже если по слабости, по искушениям, по соблазнам люди сдают свои позиции, Церковь призвана оставаться несокрушимым островом свободы, где человек действительно остается свободным, потому что живет в соответствии с законом Творца и не покоряет свою волю дьяволу и греху. И как ни сильны силы зла им не победить тех, кто живет по закону Божьему, потому что так восхотел Господь. И Он, в Сыне своем победив грех, дает нам видимый и яркий знак этой победы в человеческой истории. А совершается эта победа не столько нашими немощными силами, не столько силой ума, силой воли или силой наших чувств, как совершается победа верой, в ответ на которую Бог дает нам свою энергию, свою благодать, свою силу. И не случайно, что в день Богоявления мы освящаем воду как видимый знак соприкосновения материальной природы сего мира с Божественной благодатью и Божественной энергией. И знаем, что сия святая вода обретает особые силы. Силы исцеления, вспомоществования. Но это не сила чародейства, не сила колдовства, которые действует независимо от воли человека. Это – благодатная Божественная сила, которая действует только тогда, когда мы имеем веру и когда мы главу свою и сердце свое преклоняем пред Господом. Вот почему восприятие святой воды должно сопровождаться особым душевным состоянием. И мы не можем отнестись к этой воде, как к товару, который нам необходим».